МБОУ "Скородумская СОШ"
п. Скородум, Омская область, Усть-Ишимский МР, ул. Советская, 36
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

      Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

       Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

       Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    Что необходимо знать о функциональной грамотности

       Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определённые знания, умения и компетенции.

       В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

       Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

       Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

       Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

       Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

       Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

       Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

      Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Скородумская СОШ» на 2022/2023 учебный год

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Скородумская СОШ» на 2021/2022 учебный год

      Участие учащихся в мероприятиях по финансовой грамотности:

      В течение 2022-2023 учебного года в МБОУ "Скородумская СОШ" проходили различные мероприятия по формированию у обучающихся финансовой грамотности:
    - Тематические классные часы по основным темам, актуальным для учащихся школы.
    - Внеклассные мероприятия по финансовой грамотности.

    * 2023-2024 гг.

      Методические материалы

    • Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»

    • Сайт ХОЧУМОГУЗНАЮ.РФ Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами.

    • Сайт ФИНГРАМОТНОСТЬВШКОЛЕ.РФ Портал для педагогов общеобразовательных учреждений реализующих программы по финансовой грамотности.

    • Информационный портал Банки.ру — крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.
    • Комплект методических и демонстрационных материалов для дошкольников.
    • Мультики о финансах О финансах — для самых маленьких. Как объяснить ребенку, почему нельзя просто взять много-много денег из банкомата, если не хватает на покупки, почему обещания бесплатных подарков в интернете не предвещают ничего хорошего, что такое копить и как тратить деньги с умом? Посмотрите эти короткие ролики вместе с детьми — вместе с мальчиком Петей они узнают самое главное о деньгах.
    • Учебно-методический комплекс "Введение в финансовую грамотность" для начальной школы.
    • Учебно-методический комплект "Основы финансовой грамотности". Учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности» является составной частью учебно-методического комплекта по курсам «Обществознание» и «Экономика». Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению уроков. УМК прошел предварительную экспертизу в Российской академии образования и может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (8-9 класс).
    • Сайт Экономика для школьников.
    • Финансовая грамота совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.
    • Плакаты по финансовой грамотности

      Обучающие материалы

    • Сборник "Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности". Сборник «Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности» в игровой форме знакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с основами финансовой грамотности и такими понятиями, как деньги, труд, вознаграждение, сбережения и др. С его помощью вы можете сформировать у ребенка правильные установки финансового планирования, заложить основы бережливого отношения к вещам, научить заботиться о завтрашнем дне и принимать разумные финансовые решения. 
    • Подкаст для младших школьников "Крош и Грош". Специально для младших школьников эксперты НИФИ Минфина совместно с создателями «Смешариков» разработали серию подкастов по финансовой тематике. В каждом выпуске Крош с экспертом Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Надей Грошевой понятно и  просто рассказывают, что такое финансы, выясняют, для чего нужны банки, подсказывают, как пользоваться банковской картой. А также постигают и другие азы экономики.
    • Как составить личный финансовый план. Задачи и правила финансового планирования. Финансовые приоритеты и цели. Как контролировать свои деньги?
    • Мой первый финансовый план. Может ли подросток купить что-то крупное, откладывая карманные деньги? Как сэкономить деньги? Как это — вкладывать деньги в себя?
    • Банком России подготовлены информационные видеоролики,направленные на развитие финансовой грамотности граждан. Видеоролики

      Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

      Методические рекомендации для учителей

      Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» 

    ИРООО 

    Издательство «Просвещение» 

    Банк тестов 

    Московский центр качества образования 

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie