Функциональная грамотность
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Что необходимо знать о функциональной грамотности
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определённые знания, умения и компетенции.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Скородумская СОШ» на 2022/2023 учебный год
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Скородумская СОШ» на 2021/2022 учебный год
Участие учащихся в мероприятиях по финансовой грамотности:
В течение 2022-2023 учебного года в МБОУ "Скородумская СОШ" проходили различные мероприятия по формированию у обучающихся финансовой грамотности:
- Тематические классные часы по основным темам, актуальным для учащихся школы.
- Внеклассные мероприятия по финансовой грамотности.
Методические материалы
-
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
-
Сайт ХОЧУМОГУЗНАЮ.РФ Материалы сайта содержат информацию о правах потребителей финансовых услуг, законодательную базу, интерактивные материалы для самостоятельного изучения правил пользования такими услугами.
-
Сайт ФИНГРАМОТНОСТЬВШКОЛЕ.РФ Портал для педагогов общеобразовательных учреждений реализующих программы по финансовой грамотности.
- Информационный портал Банки.ру — крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.
- Комплект методических и демонстрационных материалов для дошкольников.
- Мультики о финансах О финансах — для самых маленьких. Как объяснить ребенку, почему нельзя просто взять много-много денег из банкомата, если не хватает на покупки, почему обещания бесплатных подарков в интернете не предвещают ничего хорошего, что такое копить и как тратить деньги с умом? Посмотрите эти короткие ролики вместе с детьми — вместе с мальчиком Петей они узнают самое главное о деньгах.
- Учебно-методический комплекс "Введение в финансовую грамотность" для начальной школы.
- Учебно-методический комплект "Основы финансовой грамотности". Учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности» является составной частью учебно-методического комплекта по курсам «Обществознание» и «Экономика». Пособие содержит методические рекомендации по организации и проведению уроков. УМК прошел предварительную экспертизу в Российской академии образования и может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (8-9 класс).
- Сайт Экономика для школьников.
- Финансовая грамота совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.
- Плакаты по финансовой грамотности
Обучающие материалы
- Сборник "Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности". Сборник «Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности» в игровой форме знакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с основами финансовой грамотности и такими понятиями, как деньги, труд, вознаграждение, сбережения и др. С его помощью вы можете сформировать у ребенка правильные установки финансового планирования, заложить основы бережливого отношения к вещам, научить заботиться о завтрашнем дне и принимать разумные финансовые решения.
- Подкаст для младших школьников "Крош и Грош". Специально для младших школьников эксперты НИФИ Минфина совместно с создателями «Смешариков» разработали серию подкастов по финансовой тематике. В каждом выпуске Крош с экспертом Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России Надей Грошевой понятно и просто рассказывают, что такое финансы, выясняют, для чего нужны банки, подсказывают, как пользоваться банковской картой. А также постигают и другие азы экономики.
- Как составить личный финансовый план. Задачи и правила финансового планирования. Финансовые приоритеты и цели. Как контролировать свои деньги?
- Мой первый финансовый план. Может ли подросток купить что-то крупное, откладывая карманные деньги? Как сэкономить деньги? Как это — вкладывать деньги в себя?
- Банком России подготовлены информационные видеоролики,направленные на развитие финансовой грамотности граждан. Видеоролики
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
- Мастер-классы PISA
- Банк заданий PISA
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Методические рекомендации для учителей
- Формирование функциональной грамотности
-
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»